Маркировка молока и молочной продукции
Многие компании, занимающиеся производством и продажей молока и молочной продукции сейчас обеспокоены маркировкой своей продукции.
С 20 января 2021 года на территории России начала действовать добровольная маркировка товаров и молока. Планируется, что весь процесс маркировки молока и молочной продукции завершится в 2024 году. Маркировка молока и молочной продукции примечательна тем, что это первая группа товаров, которая относится к пищевой промышленности.
Для чего вообще вводится маркировка молочной продукции? В первую очередь сделать рынок прозрачным и обезопасить от контрафактной продукции, а еще у каждого покупателя будет возможность проверить качество продукции, если отсканировать штрих-код с помощью камеры смартфона.
Маркировка позволяет видеть всю информацию о движении товаров с момента производства до реализации покупателю.
На данный момент под маркировку молока попадают товарные группы
10.51 а именно:
10.51.11 — Молоко, кроме сырого;
10.51.12 — Сливки;
10.51.21 — Молоко сухое, сублимированное обезжиренное не более 1,5% жирности;
10.51.22 — Молоко и сливки сухие, сублимированные, в том числе цельные;
10.51.30 — Масло сливочное, пасты масляные, масло топленое, жир молочный, спреды и смеси топленые сливочно-растительные;
10.51.40.300 — Творог;
10.51.51 — Молоко и сливки, сгущенные или с добавками сахара или других подслащивающих веществ, не сухие;
10.51.52 — Продукты кисломолочные (кроме творога и продуктов из творога);
10.51.55 — Сыворотка;
10.51.56 — Продукция молочная, не включенная в другие группировки;
10.86.10.110 — Молоко питьевое для детского питания пастеризованное, стерилизованное и ультрапастеризованное (ультравысокотемпературно-обработанное), в том числе обогащенное;
10.86.10.140 — Продукция молочная для детей дошкольного и школьного возраста;
10.86.10.190 — Продукция молочная для детского питания прочая.
Не подлежат маркировке только
-
товары детского питания для детей до 3-х лет,
-
товары, которые продают на развес и на розлив,
-
товары весом до 30 грамм
-
и товары, произведенные до начала маркировки - их разрешено продавать до окончания срока годности.
Наша компания успешно запустила процесс маркировки в некоторых компаниях, и сейчас хотим поделиться с вами опытом и полезной информацией.
Информация будет полезна как производителю молока и молочной продукции, так и розничным точкам, которые ее реализуют.
Если вы производитель, то для вас будут важны следующие даты и сроки
Этап |
Срок |
Что необходимо сделать |
Обязательная маркировка молока и молочной продукции |
С 1 декабря 2021 г
|
Зарегистрироваться с системе “Честный Знак”, определить процесс нанесения кодов маркировки на товар и подавать сведения о вводе кода маркировки в оборот. С этой даты производство продукции без маркировки запрещено |
С этой даты становится обязательным обмен документами через систему ЭДО (электронного документооборота).
Но передавать пока нужно только сведения о партиях товара, без передачи самих кодов маркировки - только код товара и количество
|
С 1 сентября 2022
|
Исключением являются те, кто работают с розницей через онлайн кассу - им необязательно работать по ЭДО. В остальных случаях должно быть настроенное рабочее ЭДО с контрагентами.
|
С этой даты нужно передавать сведения о каждой единице маркированного товара по ЭДО, с указанием конкретного кода маркировки |
С 1 декабря 2023 г |
В систему Честный Знак также нужно будет передавать сведения о выводе товара из оборота по всем причинам, кроме продажи через кассу |
С этой даты свою продукцию должны будут начать маркировать производители - фермеры |
С 1 декабря 2023 г |
Зарегистрироваться в системе “Честный Знак”, определить процесс нанесения кодов маркировки на товар и подавать сведения о вводе кода маркировки в оборот. С этой даты производство продукции без маркировки запрещено |
Если вы розничная точка, то у вас другие важные сроки
Появляется обязанность фиксировать выбытие кода маркировки через кассы для молочной продукции со сроком годности менее 40 дней
|
С 1 сентября 2022
|
Данный вид товара теперь выбывает из оборота только через кассу и ОФД, при помощи 2Д сканера. До этого срока должно быть полностью настроено рабочее место кассира. |
С этой даты становится обязательным обмен документами через систему ЭДО (электронного документооборота).
Но передавать пока нужно только сведения о партиях товара, без передачи самих кодов маркировки - только код товара и количество
|
С 1 сентября 2022
|
Должно быть полностью настроенное и рабочее ЭДО с контрагентами.
Сведения о партиях без указания конкретного товара – только код и количество |
С этой даты нужно передавать сведения о каждой единице маркированного товара по ЭДО, с указанием конкретного кода маркировки |
С 1 декабря 2023 |
В систему Честный Знак также нужно будет передавать сведения о выводе товара из оборота по всем причинам, кроме продажи через кассу |
С этой даты свою продукцию должны будут начать маркировать производители - фермеры |
С 1 декабря 2023 |
Зарегистрироваться в системе “Честный Знак”, определить процесс нанесения кодов маркировки на товар и подавать сведения о вводе кода маркировки в оборот. До этой даты фермерским хозяйствам, которые продают свою продукцию через розничные магазины необязательно работать с маркировкой. |
Что необходимо для того, чтобы начать маркировку продукции
Для производства |
Для розничных компаний |
Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись
(Подпись полностью соответствует подписи и печати организации) |
|
Принтер этикеток, например, TSC TE200. К принтеру также необходимо будет приобрести этикетки с заранее определенным размером.
|
Онлайн-касса, например, Атол 30ф
|
Сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки. Например, Атол SB2108 Plus
|
Сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки, настроенный для работы с онлайн-кассой для вывода кодов маркировки при продаже
|
Онлайн-касса в случае, когда есть еще и розничное направление |
Принтер этикеток в случае, когда необходима перемаркировка товара (порча/утеря кода маркировки)
Например, Zebra TLP 2824 plus |
Онлайн-касса
(должна иметь актуальную версию прошивки и соответствовать требованиям законодательства)
Кроме этого, не лишним будет приобрести и настроить терминал сбора данных – для упрощения учета и работы. |
|
Товароучетная система (программа), которая будет вести учет маркированных товаров: |
|
Что будет, если не маркировать продукцию?
Не для кого ни секрет, что за ненадлежащую маркировку или торговлю товарами без маркировки есть ответственность. Размеры штрафов за нарушения мы представили кратко в таблице:
За что оштрафуют
|
Кого оштрафуют
|
Размер штрафа, тыс.руб.
|
За производство молока и молочной продукции без маркировки
|
Юридические лица |
50 - 100
|
Должностные лица
|
5-10
|
|
За продажу, хранение и транспортировку молока и молочной продукции без маркировки
|
Юридические лица |
50 - 300
|
Должностные лица |
5 - 10
|
|
Физические лица |
2 - 4
|
Но нужно помнить об одном важном факте – все штрафы подразумевают еще и полную конфискацию товара, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Как происходит маркировка молока и молочной продукции у производителя?
-
На первом шаге производитель регистрируется в Системе Честный Знак, заключает договор с ЦРПТ (Центр Развития Перспективных Технологии - оператор маркировки на территории России), вносит деньги для заказа кодов маркировки и подключает ЭДО
-
Затем в личном кабинете Честного Знака, а в нашем случае из 1С нужно заказать коды маркировки
Процесс работы с маркировкой в 1С будет показан на примере 1С: Бухгалтерия
В графе “Администрирование” открываем пункт “Маркировка товаров ИС МП”
-
Далее каждому производителю нужно продумать, как будет происходить процесс размещения кода маркировки на каждом экземпляре продукции
-
Процесс продуман, тогда распечатываем коды маркировки на принтере этикеток, наклеиваем их на продукцию
-
Далее реализуем готовую продукцию
Открывается документ “Реализация товаров и услуг” |
|||||
После нажатия кнопки отгрузки ИС МП, становится доступен следующий документ |
|||||
-
На последнем этапе не забываем, что накладные (УПД) на реализованную продукцию должны быть переданы клиенту (например, розничному магазину) через систему электронного документооборота (ЭДО).
Все, здесь процесс маркировки производителем завершен
А что происходит с маркированной молочной продукцией и молоком у розницы?
Для розничного звена продажа идет через онлайн-кассу и ОФД (Оператор фискальных данных):
1) При продаже маркированного товара вы сканируете код маркировки с помощью сканера штрих-кодов. Он попадает в кассу.
Покажем пример пробития кассового чека в программе 1С: Бухгалтерия
Создается документ “Кассовый чек”
2) Пробивается чек
3) Касса отправляет чек с кодом маркировки в ОФД. Далее ОФД выводит код из оборота и уведомляет об этом Честный Знак.
4) Процесс продажи завершен, марка выведена из оборота
Розничные точки не маркируют молочную продукцию - продукция уже приходит с марками от поставщика или производителя. А саму информацию о марках розничная точка получает через систему электронного документооборота вместе с УПД.
Это основная информация о процессе маркировке молока и молочной продукции. Если у вас есть вопросы, вы хотите настроить процесс маркировки в вашей компании, мы готовы вам помочь.